Идеи как улучшить технику плавания. Часть 2

Идеи как улучшить технику плавания. Часть 1

В литературе по плаванию не останавливаются только на методе «чувства». Очевидно, что зрение должно помогать пловцам в тренировках. Давайте взглянем на то, что нам предлагают авторы. В обеих своих книгах (1968 и 1977гг.) Джеймс Каунсилмен предлагает использовать зеркала, чтобы пловцы получали обратную связь через них. В его тренировочном процессе зеркала были использованы на суше и в воде. Задачей пловца было оценить свои гребки и толчки с помощью зеркал. При тренировке на суше пловцы обычно стояли неподвижно и использовали в основном руки. Этот метод имеет свои достоинства и недостатки. На суше пловец может с легкостью видеть свои движения, но в это время тело имеет неправильное положение и пловец использует совершенно другие мышцы, чтобы поддерживать правильные движения рук.


Когда зеркало было в воде, оно обычно располагалось в конце бассейна или на его дне. Каунсилмен прикреплял зеркало к стене в конце бассейна, но проблема была в том, что пловец мог использовать зеркало только когда он приближался к стене, к тому же совсем не продолжительное время. Пловцы на спине, конечно, совершенно не могли использовать этот метод.

Иногда зеркала, закрепленные на дне бассейна, дают хороший обзор ваших гребков. Самая большая проблема с зеркалами — это их цена. Если вы серьезно намерены их использовать — вам потребуется огромное количество зеркал. Одно зеркало не принесет вам никакой пользы.

Помоги своему партнеру

Надо признать, что у Каунсилмена было много хороших идей для развития техники плавания. Не удивительно, что у него было столько отличных пловцов! Одной из его идей была «тренировка партнера», которую он предложил в своей первой книге. Эксперт в спортивной педагогике М.Мосстон назвал этот метод «взаимным стилем». Этот метод основан на оценке движений под водой и индивидуальной обратной связи, что по видимому должно решать две первые проблемы (см. предыдущую статью) в обучении технике плавания. Пловцы работали в парах так, что когда один плыл, второй, находясь под водой, наблюдал и оценивал движения первого, в последствии давая ему советы. Каунсилмен говорил, что этот метод так же имеет дополнительное преимущество: он заставляет пловцов думать.

Этот метод, без сомнений, имеет много преимуществ и так же привносит такую желаемую паузу в череде монотонных тренировок. Я думаю что этот метод заслуживает, чтобы его использовали чаще, по крайней мере с большим числом взрослых пловцов.

Слушай свои глаза

Я описываю здесь методы, которые могут быть найдены в литературе по плаванию. Этими методами их авторы пытались сделать наши тренировки в бассейне проще. Удивительно, но один из методов не был изучен никем. Я проверил все основные книги по плаванию и не нашел ни одного упоминания о нем.

Метод, основанный на зрении, но без зеркал, был каким-то образом забыт. Этому есть две возможные причины. Во-первых, все делали его всегда, поэтому он и не упоминается. Во-вторых, хотя это очевидно, авторы не поняли идеи или значения этого метода, который, фактически, объединяет самооценку в методе «чувства воды» и самооценку при помощи зеркал и партнера. Преимущества этого метода в том, что вам открывается ясная картина вашего гребка под водой, благодаря чему вы получаете незамедлительную обратную связь тогда, когда хотите. Вам всего лишь нужно держать глаза открытыми.

Я пришел к этому методу несколькими путями. Один из них был найден в книге М.Мосстона про стили обучения. Вот некоторые из них: командный стиль, практикующий стиль, взаимный стиль, самостоятельная оценка, решение проблем и т. д. Первые два часто используется тренерами по плаванию. Каунсилмен использовал взаимный стиль (помоги своему партнеру) и самостоятельную оценку, но основанную на чувствах. В книге Мосстона оценка основана в основном на зрении.

Согласно Мосстону, самостоятельная оценка должна использоваться следующим образом. Тренер дает инструкции и демонстрирует движение, а затем дает ученикам один или два критерия, которые ученики оценивают с помощью зрения. Основная задача тренера — научить учеников оценивать движения учителя. Конечно же он может помочь в оценке задачи, если она слишком сложна для ученика или попытаться упростить задачу. Таким образом, вопрос теперь не «Как я могу учить лучше», а «Как я могу научить ученика учиться лучше». Как видите акцент смещен в сторону учебы, а не преподавания, передавая ответственность за прогресс в обучении самому ученику.

Когда я уделяю внимание технике плавания, у меня практически никогда нет тренера рядом, который бы следил за мной. Поэтому я должен и оценивать себя и получать обратную связь от себя же. Занимаясь этим довольно долго я понял две вещи. Очки для плавания хороши не только для защиты моих глаз от хлорки. Я так же могу видеть мои руки и ладони и оценивать мои движения даже без зеркал. Интересно, что на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году никто не использовал очки для плавания. Даже в книге Каунсилмена, которая была опубликована в 1977, никто из пловцов не носил очки. Очки для плавания не имели распространения в сообществе пловцов до 1975 года. Могло ли быть так, что большинство авторов книг по плаванию были пловцами в 50-60е годы, когда очки для плавания еще не были широко распространены? Это объясняло бы почему они не учили смотреть под водой.

Продолжение в следующей публикации
Следите за новыми публикациями на нашей странице Вконтакте

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Зарегистрироваться на сайте с помощью OpenId (Вконтакте, Facebook, Twitter, Livejournal)

Комментарии Вконтакте