Идеи как улучшить технику плавания. Часть 1

Обучение технике плавания — не легкий труд. Тем не менее, техника — это единственный способ отличить хорошего пловца от плохого. Так с какими же проблемами сталкиваются тренеры в обучении технике плавания?

Общие подходы в обучении


Тренировка на технику обычно проходит следующим образом: Тренер объясняет задание на словах и по возможности демонстрирует на суше как это должно быть сделано. Потом пловец пытается сделать это задание в воде. Тем временем тренер оценивает действия пловца, и когда тот возвращается — тренер дает ему совет — что необходимо улучшить, на что обратить особое внимание. После так называемой обратной связи, пловец делает упражнение еще раз. И так постоянно.

Но почему же пловцы часто не прогрессируют в тренировках? Я думаю существует как минимум три основных проблемы в данном способе. Во-первых, обычно у тренера в бассейне не один пловец, а несколько, что затрудняет его работу с каждым пловцом индивидуально. Конечно вы можете решить проблему, наняв персонального тренера, но обычно это довольно дорого и не всегда возможно. Вторая проблема — тренеру не всегда видно что происходит под водой. Искажения в воде так же мешают правильно оценить движения. Более того — некоторые движения пловца постоянно скрыты от взора тренера телом пловца. Из-за этого сложно точно анализировать движения в воде.

Тренеры пытались преодолеть эту проблему разными способами. Первое решение — это подводная видео съемка, которая стала очень популярна в последние десятилетия. Однако, проблема в том что тренер не может посмотреть запись сразу же после упражнения. В этом случае его советы будут даны слишком поздно или, по крайней мере, не оптимально. Конечно, существуют системы, где тренер видит подводные движения пловца в реальном времени на экране, но они существуют далеко не во всех бассейнах. Другое решение — использование подводных окон. Но снова, количество бассейнов с подводными окнами очень мало. К тому же эти окна могут располагаться недостаточно правильно, что затруднит обозревание сквозь них. Есть еще один метод: надеть маску и плыть рядом. Определенно хороший и недорогой метод, но как часто вы видели, чтобы такое происходило?

Если у нас нет вышеупомянутых возможностей и достоверной информации о технике пловца, мы сталкиваемся с третьей проблемой. Как тренер может давать советы пловцу, когда он не может точно оценить его движения во время исполнения упражнения?

Так что же можно предпринять, чтобы улучшить обратную связь между пловцом и тренером? В литературе по плаванию было упомянуто несколько попыток решить данную проблему. Основным моментом во всех решениях было возложение этой непростой работы на пловца. Просто заставить его быть более ответственным за его собственный процесс тренировок.

Чувства

В далеком 1968 году Джеймс Каунсилмен (тренер олимпийской команды США) упомянал про «чувства». Сильвия упомянала концепцию «руки и ноги» в 1970г., улучшающую «чувство воды». Позже, в 1992 году Колвин представил упражнения, развивающие лучшую чувствительность в воде. Еще позже Лафлин поддержал идею чувств в воде в своей книге, опубликованной в 1996, как и Бергер в своей докторской диссертации.

Фактически, это революционная идея, интегрирующая пловцов в процесс, направленный на улучшение их техники плавания. Пловец оценивает свои движения сам, получая незамедлительную обратную связь от собственных действий и корректируя свои движения на основе этой информации. Хотя это кажется довольно хорошим методом, не все так просто. Метод «чувств» очень сложен. Хотя Каунсилмен верил в него, ему приходилось сталкиваться с проблемами, когда он записывал на видео его пловцов под водой. В те дни Каунсилмен пытался заставить плыть его пловцов с прямыми руками и строго по прямой. Когда пловцов спрашивали что они делали, они отвечали, что делали в точности то, что их просили сделать. Когда Каунсилмен просматривал видеозаписи, он замечал, что лучшие пловцы сгибали руки и плыли по кривой. С тех пор проблема была в том, что никто из пловцов не знал что он делал на тренировке до просмотра записи. Очевидным плюсом было то, что лучшие пловцы на самом деле плыли лучше, чем если бы они придерживались только советов тренеров. Они интуитивно создавали новую и лучшую технику плавания.

Однако все еще оставалась большая проблема, т. к. только несколько пловцов имели это «чувство». Утверждали, что в те дни только Джонни Вайсмюллер или Марк Шпиц имели этот дар: чувство воды. Даже Каунсилмен говорил: «Мы не знаем как оценить чувство воды» или «Пловец либо имеет это чувство, либо нет, и это не зависит от количества тренировок, которые были ему даны» или «Истинная способность плавать — это наследственный фактор, лежащий за пределами влияния тренера или учителя.»

Когда некоторые тренеры пытались научить чувству воды, они говорили, что чем больше давления на свои руки ощущает пловец, тем лучше. И основываясь лишь на этом чувстве нужно корректировать движения. К сожалению все не так просто. Типичный пример, где вы можете ощутить это — фаза захвата. Если вы попытаетесь получить большое давление воды на ваших руки — вы делаете что-то не правильно. Так же важно помнить, что чувства могут различаться на различных скоростях плавания, поэтому их так тяжело отличить.

Продолжнение в следующей публикации
Следите за новыми публикациями на нашей странице Вконтакте

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Зарегистрироваться на сайте с помощью OpenId (Вконтакте, Facebook, Twitter, Livejournal)

Комментарии Вконтакте